Menu

Роль Конституции РФ в обеспечении стабильности экономического оборота.

Кузьмин М.А., кандидат юридических наук, зав. кафедры уголовно – правовых дисциплин МИЭПП.

Рассматривается целесообразность объединения Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, обосновывается необходимость внесения ряда существенных изменений в Конституцию РФ, направленных на изменение организационной структуры судейского сообщества, в целях обеспечения стабильности экономического оборота.

 

Ключевые слова: Конституция РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

 

Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием (референдумом)  12 декабря 1993 года.  Это  стало  одним из ключевых событий в истории современной России.

В настоящее время, в период коренной трансформации и модернизации общественной системы возрастает роль экономической функции Конституции. Ее содержание направлено на формирование нового гражданского общества, рыночных отношений, основанных на частной собственности в сочетании с другими формами собственности, в равной мере защищаемых Конституцией, свободного предпринимательства и добросовестной конкуренции. Конституция одновременно ориентирует и на использование публичных начал в развитии экономики.

В России с переменным успехом складывается и развивается экономика на базе конституционных положений, отразивших качественную модернизацию общественного строя. Стержнем конституционных установлений, регулирующих отношения в сфере экономики, являются основные права и свободы собственников и других участников экономического оборота, последовательная и эффективная реализация которых обеспечивает конституционность в сфере социально-экономических отношений.

Конституция РФ всемерно способствует развитию экономики, рыночных отношений, запрещая необоснованные ограничения и дискриминационные условия реализации основанных социально-экономических прав собственников и других участников гражданского оборота.

Деловому климату в отечественной экономике препятствует нестабильность судебной защиты частной собственности, использование механизмов банкротства для рейдерского передела собственности, низкий уровень исполнения договорных обязательств и значительные проблемы в исполнении судебных решений.

Определенные проблемы судопроизводства заложены в самом тексте Конституции, так в соответствии с ч.2  ст. 118 «Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства», но ст. 127 предусматривает наличие «Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации который является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Фактически арбитражными судами рассматриваются спорные отношения между участниками того же самого гражданского оборота, только с участием частных предпринимателей и юридических лиц .

Применительно к современным российским реалиям следует отметить, что основным способом разрешения правового конфликта является судебная форма защиты нарушенного права. Одновременная деятельность двух судебных систем, использующих различные способы и нормативно – правовые акты достижению экономической функции Конституции  стабильности экономического оборота явно не способствует.

Результаты деятельности судебной власти по обеспечению субъективных прав, свобод и законных интересов находят свою объективизацию в судебных актах.

Одна из целей правосудия заключается в разрешении споров и водворении стабильных правоотношений. Судебные акты играют не последнюю роль в сохранении стабильности экономического оборота в обществе. 

Как в рамках гражданского, так и арбитражного процесса суд путем рассмотрения и разрешения споров способствует укреплению правопорядка (ст. 2 ГПК РФ), содействует становлению и развитию деловых партнерских отношений, формированию обычаев и этики делового оборота (п. 6 ст. 2 АПК РФ). Поскольку осуществление субъективных прав и реализация правовых норм являются одним из важнейших условий динамичного и цивилизованного развития предпринимательства, можно утверждать, что не только решения арбитражного суда, но и судов общей юрисдикции способствуют формированию и поддержанию правопорядка в экономической деятельности. В свою очередь, стабильность экономического правового порядка обеспечивает последовательное развитие рыночного товарооборота, хозяйственной деятельности в целом».

Однако, по итогам рассмотрения однородных дел нередко суды общей юрисдикции и арбитражные суды выносят различные судебные решения, которые дестабилизируют экономический оборот.

Для того чтобы судебная власть могла эффективно реализовывать свои властные полномочия необходимо добиться фактического равновесия Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 

В соответствии со ст. 120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Суды, как арбитражные, так и общей юрисдикции принимают решения в соответствии с законом, в частности Гражданским кодексом РФ. Только единообразное  принятие судебного решения будет содействовать развитию нормального экономического оборота.

Формирование единой судебной правоприменительной практики - безусловно, важнейшая задача правового общества. Решение данной задачи позволяет нивелировать практику двойных стандартов, когда говорят: "закон что дышло...". Однако рассматривая эти два органа, приходишь к выводу, что несмотря на общую схожесть, отношения, которые они регулируют, кардинально разнятся. ВАС решает проблемы, связанные в основном с предпринимательской деятельностью, а также остальные правоотношения в указанной плоскости. ВС же регулирует отношения более бытового характера. Однако если говорить чисто о цивилистике, и то, и иное укладывается в понятие гражданского права. И в том, и в ином случае область отношений гражданская, но разница огромна. В связи с этим и возникают проблемы, когда суды общей юрисдикции очень недоверчиво воспринимают практику и разъяснения ВАС, и наоборот. Такие сложные подводные течения в рамках одной правовой системы недопустимы. 

Дальнейшее развитие экономики России невозможно без формирования единства судебной практики, что положительно скажется на обеспечении нормального функционирования гражданского оборота. 

Объединение высших судебных органов страны связана с необходимостью внесения изменений в Конституцию РФ.

С идеей объединения Верховного Суда РФ  и Высшего Арбитражного Суда выступил Президент РФ Владимир Путин: "В целях обеспечения единых подходов к разрешению споров с участием как граждан, так и организаций, а также споров с органами государственной власти и органами местного самоуправления предлагаю объединить Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд, для чего будет необходимо внести поправки в Конституцию России ". Это предложение вызвало противоречивые мнения и суждения в юридическом сообществе.

С одной стороны, объединение судов позволит создать единый центр правоприменения, однако период реорганизации парализует как арбитражи, так и всю общую юрисдикцию.

Нет единого мнения о принципах объединения. По мнению главы Высшего Арбитражного Суда РФ А. Иванова, "...объединяться будет не вся система, а только аппарат Верховного и Высшего Арбитражного Судов. Речь не идет об объединении судебных систем а только двух Высших Судов на равных условиях".

Есть мнение, что Арбитражный суд может стать коллегией в системе Верховного Суда или же, напротив, сохранится вся система и слияние произойдет только на уровне руководства.

Противники объединения Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ считают, что  никаких улучшений по рассмотрению дел, эти перестановки в лучшем случае будут индифферентны для качества рассмотрения дел. Это опять повлечет бюджетные затраты, и совершенно неясно, зачем это нужно. Надо идти на углубление специализации, а не на смешивание разных направлений судейской деятельности. Не мебель надо менять. Претензии, которые предъявляются к рассмотрению дел в судах общей юрисдикции, не связаны с их организацией. 

Учитывая, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ совсем немаловажно, каким образом будет выглядеть объединение высших судебных органов страны, статус объединенного Суда страны, полномочия и структура?

Объединение Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ вполне возможно, если указанное законодательно будет обеспечено Конституцией Российской Федерации и ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", однако сложность в том, что вертикаль судов общей юрисдикции не совпадает с вертикалью арбитражных судов. Суды общей юрисдикции строго привязаны к административно-территориальному делению страны, а арбитражные судебные округа не совпадают ни с границами субъектов России, ни с федеральными округами. 

Подводя итоги очередной судебной реформы в стране можно сделать вывод о том, что независимо от того, как будет проходить объединение Высших Судов, в первую очередь мы должны обеспечить, чтобы доступ к правосудию стал более простым.

г. Москва, метро Электрозаводская

Барабанный переулок дом 4

Телефон: +7 (495) 507-36-10 / +7 (495) 507-23-04

(круглосуточно)

E-Mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

www.pravo-k.ru / www.advokat-k.ru