Menu

Компенсация вреда, причиненного правомерными действиями органов власти, как форма защиты субъективного интереса.

Татынова Анастасия Геннадьевна 

НОУ ВПО «Московский институт экономики, политики и права», Москва

30 декабря 2012 г. Федеральным законом N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" была введена статья 16.1 «Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления» в первую часть Гражданского Кодекса РФ. По смыслу данной статьи в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации. До введения данной статьи возмещение вреда, причиненного государственными органами, можно было взыскать только в результате неправомерных действий данных государственных органов. Однако возмещение вреда, причиненного правомерными действиями, было предусмотрено общей нормой, закрепленной в статье 1064 Гражданского Кодекса РФ.

Сущность статьи 16.1 ГК РФ состоит в том, что возмещение вреда, причиненного правомерными действиями, носит компенсационный характер. В действиях органов государственной власти отсутствует вина, так как правомерность этих действий закреплена в определенных нормативных правовых актах. Примером соответствующего акта является Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", в ч. 2 ст. 18 которого предусмотрено, что возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ. 

Статья 16.1 ГК РФ  предусматривает возможность компенсации ущерба, причиненного личности или имуществу гражданина, а также имуществу организации, правомерными действиями государственных или муниципальных органов, их должностных лиц или иных лиц, обладающих государственно-властными полномочиями. Ранее российское законодательство практически не предусматривало возможности компенсации ущерба, нанесенного органами публичной власти или их должностными лицами в результате совершения ими правомерных действий. Круг органов, относящихся к государственным или муниципальным, а также перечень лиц, обладающих государственно-властными полномочиями, исчерпывающим образом не определен.

При решении вопроса о возложении ответственности по ст. 16.1 ГК РФ будут оцениваться два ключевых момента: характер действий, причинивших вред (были ли они правомерными), и существование правовой нормы, непосредственно закрепляющей ответственность за вред, причиненный этими действиями. Самостоятельно ст. 16.1 ГК РФ применяться не может, что следует из ее толкования. Но сам факт закрепления в законодательстве подобной нормы свидетельствует об утверждении принципа равенства участников правовых отношений, возникающих вследствие причинения ущерба личности или имуществу.

Целью ст. 16.1 Гражданского Кодекса РФ является предотвращение в будущем причинения вреда со стороны властных органов и их должностных лиц, содействие укреплению законности, правопорядка и повышению эффективности осуществления властно-распорядительной деятельности.

Таким образом, данные отношения государственных органов и граждан, регулируемые статьей 16.1 ГК РФ, имеют важные особенности:

1) Отсутствие вины в действиях государственных органов;

2) Данные правомерные действия должны быть обязательно указаны в законодательных актах;

3) Возмещение вреда носит компенсационный характер;

4) Действия не являются правонарушением.

Правовое регулирование компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления, является весьма актуальным в настоящее время, так как часто сталкиваются частные и государственные интересы. В результате правомерных действий государственных органов причиняется моральный или материальный вред гражданам. В соответствии со статьей 1064 ГК РФ Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Таким образом, статья 16.1 закрепила право личности на возмещение вреда, причиненного правомерными действиями.

Примером таких конфликтов интересов с причинением вреда правомерными действиями  служит изъятие земельных участков для государственных нужд. Так, Законом Санкт-Петербурга от 05.05.2006 N 221-32 «О Жилищной политике Санкт-Петербурга» предусматривается возмещение вреда собственникам жилых помещений в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд в виде выкупной стоимости жилого помещения или в виде предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Чтобы данное нововведение работало на практике, необходимо наличие нескольких условий. Во-первых, в иных законах, на которые ссылается данная норма, должны быть закреплены случаи и порядок возмещения такого ущерба. Во-вторых, должен существовать реально функционирующий механизм привлечения публично-правовых образований к ответственности в рассматриваемой ситуации. Только при наличии этих условий будет возможна компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления, что, безусловно, окажет положительное влияние на всех участников гражданских правоотношений, в том числе и на деловое сообщество.

г. Москва, метро Электрозаводская

Барабанный переулок дом 4

Телефон: +7 (495) 507-36-10 / +7 (495) 507-23-04

(круглосуточно)

E-Mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

www.pravo-k.ru / www.advokat-k.ru